Обсудим важнейшую задачу, которую дает нам ФГОС ДОО – охрану и укрепление эмоционального благополучия ребенка. Реализовать ее можно через два канала взаимодействия:
- через непосредственное общение педагога с ребенком,
- через уважительное отношение к чувствам и потребностям ребенка (признание значимости его запросов).
Но как строить общение с ребенком, когда в группе 30 детей и все разные? Как учесть интересы каждого?
В последнее время набирает популярность понятие «голос ребенка». Голос ребенка – это проявление его участия в собственном образовании. Это любые инициативы, которые могут проявлять дети в образовательной среде, преобразовывать ее. Рисунки, схемы, планирование дня, обсуждения и мнения – все это инструменты, которые позволяют услышать голос ребенка. Выделить место для выставки работ, которые дети сделали самостоятельно, обсудить, что бы им хотелось нарисовать – не требует значительной перестройки процесса, но в то же время – бесценно. Для ребенка это шанс почувствовать свою значимость и важность.
Времяпрепровождение в детском саду обычно жестко структурировано и у детей нет возможности выбирать, чем они займутся в моменте, кроме кратких игр с теми игрушками, что оказались под рукой. В то же время, сюжетно-ролевая игра (как наиболее значимая деятельность) требует не менее часа, чтобы сюжет и роли были распределены и проиграны. Для этого детям нужно обеспечить достаточное количество места, времени и возможность заниматься без помех.
Здесь большую роль играет доступность развивающей среды и ее насыщенность. Насыщенность в данном случае – это возможность выбора нескольких видов деятельности одновременно (и с разным уровнем сложности). Важную роль в обустройстве такой развивающей среды играет зонирование. В идеале стоит предусмотреть тихие и активные зоны с оборудованием, отсортированным по видам деятельности.
Самые популярные зоны:
- центр искусства
- центр конструирования
- центр сюжетно-ролевых игр
- центр релаксации и уединения
И далее в соответствии с возможностями и доступной площадью помещения. Таким образом игрушки, дидактические материалы обретают свое постоянное место, доступное ребенку в любой момент.
Остановимся подробнее на центре уединения и релаксации. Этим центром часто пренебрегают, не представляя, как можно организовать уединение и спокойное времяпрепровождение в условиях стандартной группы детского сада. Тем не менее, возможность чередовать активную и спокойную деятельность – это условие формирования контроля над торможением нервной деятельности и установления контроля над эмоциональной сферой у ребенка. Не имея возможности отдохнуть и успокоиться, процессы возбуждения будут преобладать, что в конечном счете скажется на усидчивости и самоконтроле.
На что стоит обратить внимание, планируя уголок уединения в группе? Можно ввести правило – если ребенок находится в зоне уединения, другие дети не должны ему мешать и использовать центр уединения для других игр. По этой причине для уединения не подходят домики для сюжетно-ролевых игр, они не располагают к выполнению этого правила.
У нас в каталоге мебели есть два модуля для уединения. Пусть и в вашем детском саду у детей будет уютная “пещера” для секретов, тайных встреч и спокойного отдыха от шумных игр!